Во время путешествий по Европе я всегда удивлялась, почему европейские дети совсем другие: никаких истерик в магазинах с криками купи мне это, купи мне то, никаких беснующихся мамашек, отвешивающих тумаки направо и налево, тишина и спокойствие. Финских детей я вообще не помню, они вроде сразу тихо превращались в пирсингованных эмо из белокурых ангелов.
Потом моя подруга Надя спросила меня бьют ли детей в Италии, я ответила честно — конечно бьют, но бьют дома. И точно в тему, в Швеции разразился скандал с итальянским папой оттягавшего за волосы своего собственного сына двеннадцати лет. Теперь несчастный папа, после долгого разбирательства, тюрьмы и скандала, должен заплатить штраф шведскому правительству. Я же полностью поддерживаю этого папу, потому что каждый день слышу крики соседских «детишек» и вижу как ведут себя на улицах подростки. Конечно, все дети разные и что из них вырастет зависит только от родителей и от культуры итальянского общества.
Я заинтересовалась вопросом детей, но только с теоретической точки зрения и нашла несколько трогательных статей о традициях, связанных с рождением и первыми днями малыша на Сардинии в прежние времена.
На Сардинии материнство было очень личным, женщина держала в секрете свою беременность, по крайней мере, первые месяцы и сообщала обо всем только очень и очень близким родственникам.
Не существовали методы что бы определить пол ребенка, но всегда обращались к наблюдениям предков. Наиболее часто пол ребенка угадывали по форме живота матери: широкий живот по бокам предвещал девочку, а острый — мальчика.
Во время беременности, если женщина очень сильно хотела чего-нибудь съесть, она не должна была трогать свое тело, иначе ребенок мог появиться на свет с большими родимыми пятнами и, даже сейчас, многие верят в это.
Для здоровья матери и ребенка было необходимо что бы ребенок находился в животе «все луны». Период беременности покрывал 9 лунных циклов и, говорили, что малыш рожденный через 8 месяцев, мог никогда не увидеть свою мать, то есть кто-нибудь из них или даже оба, умерли бы во время родов.
Из-за боязни дурного сглаза, мать готовила вещи для малыша только в самом конце беременности. И пеленали малыша очень крепко от талии вниз, иначе считалось, что у него будут кривые ноги.
Роды происходили дома, рядом с камином или печью, женщине помогала мать, свекровь и акушерка. К доктору обращались только в экстремальных случаях. В еще более древние времена даже не звали акушерку, помогала какая-нибудь пожилая женщина, которая уже имела опыт.
Надо сказать, что опыт домашних родов прекратился на Сардинии только около 30 лет назад.
Акушерка — назначалась правительством города, после прохождения конкурса. Она должна была помогать с начала и до конца родов, мыть и одевать малыша в течении первых 8 дней его жизни, вести его на крещение, стирать первую рубашку роженицы и провожать ее в церковь за благословением священника.
По воспоминаниям людей, эти обязанности были очень уважаемы. Акушерка 8 дней находилась в доме новорожденного, ей предлагали кофе и немного денег иначе она не желала удачи малышу. А вот обычай представлять малыша при крещении был потерян или даже никогда не выполнялся, потому что родители выбирали кого-нибудь другого.
Ритуал крещения происходил на 8-й день после рождения и вся пожилая родня вздыхала спокойно, теперь малыш уж точно не умрет некрещеным. Новорожденный относился в церковь какой-нибудь девушкой, выбранной среди родственников или соседей. В крещении так же принимал участие родной отец и крестные. Эти последние тщательно выбирались, потому что считалось, что крестный сын или дочь унаследует моральные качества крестных родителей. Родной отец приходил в дом выбранных крестных и просил их сделать малыша христианином.
Очень редко крестные отказывались. Кто же отказывался осуждался обществом. Часто между крестными и настоящими родителями завязывались очень тесные отношения, и называли друг друга они теперь только на Вы.
Крестные дарили крестнику золотую цепочку, маленькие сережки-гвоздики или золотое кольцо для мальчиков(!) А после крещения устраивали праздник с угощением и музыкой.
В первый раз именно крестная мать должна была подстригать ногти новорожденному, что бы он не стал вором, когда вырастет.
Мать не участвовала в крещение, потому что не могла выходить из дома 40 дней после родов. Только через 5 дней она вставала в первый раз, с помощью акушерки обходила 3 раза вокруг кровати и снова ложилась.
Первый раз она покидала дом что бы идти в церковь. Этот ритуал пришел на Сардинию от еврейской церемонии когда на сороковой день после рождества Христова и по исполнении законного очищения, Мария вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа.
Женщина считалась порочной пока не сходила в церковь вместе с ребенком. Ее провожала мать, акушерка или крестная мать ребенка. Уже в церкви священник должен был отвести ее до самого алтаря. Там она зажигала одну свечу в знак благодарности и, преклонив колени, получала благословение священника. После этого женщина начинала жить своей обычной жизнью.
Крещение из фильма Крестный отец
О современных традициях сардов мы поговорим как-нибудь в другой раз, поэтому подписывайтесь на обновления. А для тех, у кого есть маленькие дети или кто еще сам не вышел из детского возраста, у меня есть подарок — интересный сайт авторских сказок.
А еще сегодня в 22.00 рожусь я!!! Поздравьте меня, ну пожалуйстаааааааааа))